Ответить в теме

Тема: Основы системной соционики

  1. #1
    Ёлочка
    Guest

    Exclamation

    Просьба к участникам форума: не обсуждать тему в этой ветке. Она создана только для изложения теоретического материала

    Представленная на этом форуме «системная соционика» основывается на теории соционики, изложенной в книге известного киевского соционика, системолога В.Д.Ермака «Как научиться понимать людей» (Москва. АСТ Астрель. 2003).

    Термины

    Модель – это «заместитель» изучаемого объекта, отражающий в приемлемом виде наиболее важные для исследователя параметры и механизмы функционирования изучаемого объекта.

    ТИМ – тип информационного метаболизма.

    Аспектчасть информационного потока взаимодействия психики с окружающим миром, в пределах которого размещается определенный информационный массив – набор слов, понятий и языковых оборотов, отражающий субъективный смысл (семантику) сущностной или отношенческой информационных составляющих одной из первореалий мира, представленной макроаспектом.

    Система – совокупность элементов (объектов), взаимодействующих на основе прямых и обратных связей для достижения заданной цели.

    Функция – элемент психики, обрабатывающий информацию определенного аспекта.

    Мерность (размерность) функций – параметры обработки информации функциями модели.

    Информация – метрика взаимодействия элементов системы.

    Объект - вещество, ограниченное формой. Объекты – это люди, предметы, планеты, информационные файлы, умозрительные образования, которые наделяются вещественными свойствами и др.

    Ментал – суперблок социальной жизнедеятельности

    Витал – суперблок индивидуальной жизнедеятельности

    ЧЛ (черная логика, деловая логика) – информация о свойствах объекта.

    БЛ (белая логика, структурная логика, системная логика) - иформация о соотношениии объектов.

    ЧС (черная сенсорика, волевая сенсорика) – информация о свойствах пространства.

    БС (белая сенсорика, сенсорика ощущений) – информация о пространственных соотношениях.

    ЧЭ (черная этика, этика эмоций) – информация об энергетических состояниях.

    БЭ (белая этика, этика отношений) – информация о соотношении состояний.

    ЧИ (черная интуиция, интуиция возможностей) – информация о свойствах изменений.

    БИ (белая интуиция, интуиция времени) – информация о соотношении изменений.

  2. Интересное на cofe.ru
  3. #2
    Ёлочка
    Guest
    Деление информации на аспекты

    Из Ермака

    Органы ощущений человека способны воспринимать (считывать) сигналы только от двух составляющих материального мира - вещественной (“дискретное”, ограниченное формой, состояние материи) и полевой (“континуальное”- лат. непрерывное, цельное состояние материи).

    Ограниченное формой вещество интерпретируется органами ощущений как “предмет” (условно - “объект”). Экспериментальные данные нейрофизиологов как-будто говорят о том, что статическое поле органами ощущений не воспринимается, а движущееся поле интерпретируется как “энергия”. Эти сигналы формируют первичный информационный поток, состоящий из двух частей (макроаспектов):
    - информации об объектах (макроаспект “объекты”);
    - информации об энергии (макроаспект “энергия”).

    Субъективное представление о «пространстве» формируется на основе информации об «объектах» . Можно представить некий «процессор 1», который как бы “вычисляет” геометрические (реальные или виртуальные) характеристики объектов и их взаимного положения (геометрическую метрику объектов) и формирует вторичную составляющую информационного потока, а именно:
    - информацию о пространстве (макроаспект “пространство”).

    Мир никогда не бывает статичным, поэтому изменения информационных характеристик объектов, пространства и энергии, анализируемые неким условным «процессором 2», носят событийный, вероятностный характер и субъективно представляются как изменения соответствующих возможностей, способностей и др. Изменения характеризуют течение времени и формируют ещё одну вторичную составляющую информационного потока, а именно:
    - информацию о времени (макроаспект “время”).

    Таким образом, исследуя смысловое содержание информационного потока в процессе идентификации ТИМ психики, необходимо учитывать определенную “вторичность” субъективных представлений о пространстве и времени.


    Ёлочка

    Всю информацию о мире, которая поступает к человеку, можно поделить на вещество и поле.

    «Материя образована из тел и полей…» (А. Аугустинавичюте).
    Далее выделяются четыре макроаспекта.
    Информация о веществе содержит: информацию об объектах, информацию о пространстве (между объектами, геометрические формы, взаимное расположение).

    Информация о поле содержит информацию об энергии (энергетических состояниях).

    Объекты, пространство и энергетические состояния изменяются, такие изменения воспринимаются нами, как течение времени. Информация об изменениях реалий мира – макроаспект время.

    Итак, вся информация о мире поделена на 4 макроаспекта: объекты, пространство, энергия и время.

    Далее каждый макроаспект «расщепляется» на две составляющие. Например, каждый объект можно рассматривать как некую сущность, а можно рассматривать соотношения между объектами. То же можно сказать и о пространстве, об энергии и о времени.

    Таким образом получаются 8 аспектов:
    Макроаспект «объекты» делится на: информацию о свойствах объектов – «работа» , («деловая логика»), информацию о соотношении объектов – «система», («структурная логика»).
    Макроаспект «пространство» делится на: информацию о свойствах пространства – «воля» , («волевая сенсорика»), информацию о пространственных соотношениях – «комфорт», («сенсорика ощущений»).
    Макроаспект «энергия» делится на: информацию об энергетических состояниях – «эмоции» , («этика эмоций»), информацию о соотношении состояний – «отношения», («этика отношений»).
    Макроаспект «время» делится на: информацию о свойствах изменений – «возможности», («интуиция возможностей»), информацию о соотношении изменений – «события», («интуиция времени»).


    ЧЛ, работа, деловая логика - информация о свойствах объектов.
    Что человек делает с объектами? Либо он с их помощью работает, либо работает над ними. Слово работа надо понимать в широком смысле.
    Метод, процедура, технология. процесс труда и т.д.

    БЛ, система, структурная логика - информация о соотношении объектов.
    Объекты сравниваются друг с другом, находится взаимосвязь.
    Структура, схема, совокупность, классификация, учет, статистика, порядок, правильность, адекватность, справедливость, иерархия, концепция и т.д.

    ЧС, воля, волевая сенсорика - информация о свойствах пространства.
    Пространство имеет границы, изменение границ происходит силовым путем, пространство имеет силовые характеристики.
    Защита, нападение, ограничение пространства, поразить, убить, сила, давление, дать отпор, волевое воздействие, принуждение, дисциплина, стойкость, власть, принуждение, обладание, мобилизация, оборона, агрессия и т.д.

    БС, комфорт, сенсорика ощущений - информация о пространственных соотношениях.
    Удобство - неудобство, комфорт - дискомфорт, уют, гармония, дизайн, красота и т.д.

    ЧЭ, эмоции, этика эмоций - информация об энергетических состояниях.
    Страсть, радость, грусть, паника, азарт, энтузиазм, драматизм, настроение, депрессия, вдохновение, страх, тревога, печаль, горе и т.д.

    БЭ, отношения, этика отношений - информация о соотношении состояний.
    Сравнение состояний людей.
    Хороший, добрый, злой, деликатный, вежливый, терпимый, склочный, антипатичный, жестокий, плохой, любовь (как отношения) и т.д.

    ЧИ, возможности, интуиция возможностей - информация о свойствах изменений.
    Возможность, способность, талант, потенциал, идея, суть и т.д.

    БИ, события, интуиция времени - информация о соотношении изменений.
    Соотношение возможностей, связанное с изменениями реалий мира, субъективно воспринимается нами как события.
    Прогнозирование, перспектива, событие, предвидение, сейчас, тогда, настоящее, прошлое, будущее и т.д.

  4. #3
    Ёлочка
    Guest
    Аспекты сущностные (черные) и отношенческие(белые)

    почему (по Ермаку) ЧС, ЧИ, ЧЛ, ЧЭ - сущностные аспекты, а БИ, БЛ, БС, БЭ - отношенческие и из чего это следует?

    Псевдоним

    Это следует из самого способа вводить аспекты. Аспекты вводятся аксиоматически, но, конечно же, не безосновательно.

    Сначала весь информационный поток разделяется на четыре макросоставляющие: вещество, энергия, пространство и время. Здесь тоже может возникнуть справедливый вопрос- а почему именно так? Потому что такое деление достаточно полно, т.к. охватывает все сферы видимого для человека мира, и, наконец, оно принято в естественных науках.

    Человек является "участником" этого мира и с неизбежностью обязан отражать его более-менее таким, "каков он есть на самом деле" (т.е. то, что философы называют объективным миром). Если это так, то естественнонаучная, физическая картина мира может быть взята за основание мировосприятия человека (или любой другой системы, которая вынуждена жить этом мире). В физике картина мироздания полно описывается с помощью перечисленных реалий. Конечно, любая теория лишь приближение, но разве умаляется от этого ее прикладная ценность?

    Далее, вещество, энергия, пространство и время разбиваются каждый на отношенческие и сущностные аспекты. Здесь основа разбиения - нейрофизиологическая. Мозг человека склонен видеть в информации как информацию о сути, так и отношении. Конечно, это тоже обусловлено принципами построения кибернетических систем.

    В чем смысл сущностного или отношенческого аспекта?
    Сущностный аспект несет информацию об аспекте как таковом, тогда как отношенческий подразумевает сравнение, противопоставление ОТНОШЕНИЕ одной части другой.
    Например, возьмем макроаспект объект ВЕЩЕСТВО. Его можно разбить на сущностную компоненту - ЧЛ и отношенческую компоненту - БЛ.
    Введенная таким образом ЧЛ является информацией о сущности объектов - т.е. их качествах, свойствах (как объектов). О качествах объектов можно говорить как о таковых, данных свыше - нет необходимости в сравнении. Например, утверждение "свинец тонет в воде" не подразумевает никакого сравнения - это информация о свойстве, сущности объекта свинец.
    БЛ тогда является информацией о взаимоотношении сущностей объектов. Например - утверждение "свинец - металл" подразумевает сравнение. Т.е. есть металлы, а есть не металлы. Есть противопоставление. Чтобы отнести какой-то объект к группе металлов, нужно именно ОТНЕСТИ, т.е. сравнить его качества (свойства) с качествами других объектов.

    Энергетическая компонента, соответственно, разбивается на информацию о сущности энергетических состояний - ЧЭ и информацию о соотношении сущностей энергетических состояний - БЭ.
    Например, "унылое настроение" - информация о состоянии как таковом, информация о сущности состояния.
    "Неприятный человек" - информация о соотношении энергетических сущностей. Подразумевает сравнение состояний - "когда я вижу этого человека, мое состояние ухудшается" или "мое состояние в общении с этим человеком хуже, чем при общении с другими".

    Для макроаспекта ПРОСТРАНСТВО сущностная информация отражает свойства пространства как такового. Фундаментальное свойство пространства - иметь протяженность, а, следовательно, применительно к реальным проявлениям, границы. Сущность границы в том, что ее можно двигать. Как это происходит, знает ЧС. Понятия "наезд", "жизненное пространство", "нападение", "прорыв" говорят о манипулировании границами, об их свойствах. "Крепкий орешек" - граница орешка труднопреодолима.

    Соотношение между границами определяет пространственную расстановку объектов - понятие эстетики (красивые линии). Отсюда можно вывести понятие комфорта - то, что удобно "сидит" на теле, т.е. не давит, не жмет. Комфорт в широком смысле этого слова - соотношение границ собственных и границ окружающего мира. Комфорт есть сравнение и выбор между разными способами соприкосновения с нашими границами. Например "приятно на ощупь" подразумевает сравнение взаимодействия границы тела и границы объекта.

    Временной макроаспект распадается на сущностный: свойства изменений, событий - ЧИ, и отношенческий: (взаимоотношения между событиями) - БИ.

    Например, понятие возможности описывает информацию о свойстве тех или иных событий к проявлению. Т.е. некоторые события могут реализоваться, а некоторые - нет. Вероятное - событие, это то, у которого есть шансы проявиться. Т.е. сущность времени - проявлять события.

    Соотношение между разными вероятностями проявления событий называется прогнозированием - это отношенческий аспект макроаспекта ВРЕМЯ. Прогнозирование, сценарии развития и т.п. - это аспект БИ.


    Иллюстрация «выделение аспектов информационного потока» их книги В.Д.Ермак «Как научиться понимать людей»

    http://www.is.svitonline.com/eglit/illustrations.html

  5. #4
    Ёлочка
    Guest
    Модели ТИМ психики


    I квадра

    Дон Кихот (ИЛЭ) +I –L –R +F +E –S –T +P
    +ЧИ -БЛ
    -БЭ +ЧС
    -----------
    +ЧЭ -БС
    -БИ +ЧЛ

    Дюма (СЭИ) +S –E –P +T +L –I –F +R
    +БС -ЧЭ
    -ЧЛ +БИ
    -----------
    +БЛ -ЧИ
    -ЧС +БЭ

    Робеспьер (ЛИИ) –L +I +F –R –S +E +P –T
    -БЛ +ЧИ
    +ЧС -БЭ
    -----------
    -БС +ЧЭ
    +ЧЛ -БИ

    Гюго (ЭСЭ) –E +S +T –P –I +L +R –F
    -ЧЭ +БС
    +БИ -ЧЛ
    -----------
    -ЧИ +БЛ
    +БЭ –ЧС


    [b] II квадра

    Максим (ЛСИ) +L –F –I +R +T –E –P +S
    +БЛ -ЧC
    -ЧИ +БЭ
    -----------
    +БИ -ЧЭ
    -ЧЛ +БС

    Гамлет (ЭИЭ) +E –T –S +P +F –L –R +I
    +ЧЭ -БИ
    -БС +ЧЛ
    -----------
    +ЧС -БЛ
    -БЭ +ЧИ

    Жуков (СЛЭ) –F +L +R –I –E +T +S –P
    -ЧC +БЛ
    +БЭ -ЧИ
    -----------
    -ЧЭ +БИ
    +БС -ЧЛ

    Есенин (ИЭИ) –T +E +P –S –L +F +I –R
    -БИ +ЧЭ
    +ЧЛ -БС
    -----------
    -БЛ +ЧС
    +ЧИ –БЭ


    III квадра

    Джек (ЛИЭ) –P +T +S –E –F +R +L –I
    -ЧЛ +БИ
    +БС -ЧЭ
    -----------
    -ЧС +БЭ
    +БЛ -ЧИ

    Драйзер (ЭСИ) –R +F +I –L –T +P +E –S
    -БЭ +ЧС
    +ЧИ -БЛ
    -----------
    -БИ +ЧЛ
    +ЧЭ -БС

    Бальзак (ИЛИ) +T –P –E +S +R –F –I +L
    +БИ -ЧЛ
    -ЧЭ +БС
    -----------
    +БЭ -ЧС
    -ЧИ +БЛ

    Цезарь (СЭЭ) +F –R –L +I +P –T –S +E
    +ЧС -БЭ
    -БЛ +ЧИ
    -----------
    +ЧЛ -БИ
    -БС +ЧЭ


    IV квадра

    Габен (СЛИ) –S +P +E –T –R +I +F –L
    -БC +ЧЛ
    +ЧЭ -БИ
    -----------
    -БЭ +ЧИ
    +ЧС -БЛ

    Гексли (ИЭЭ) –I +R +L –F –P +S +T –E
    -ЧИ +БЭ
    +БЛ -ЧС
    -----------
    -ЧЛ +БС
    +БИ -ЧЭ

    Штирлиц (ЛСЭ) +P –S –T +E +I –R –L +F
    +ЧЛ -БC
    -БИ +ЧЭ
    -----------
    +ЧИ -БЭ
    -БЛ +ЧС

    Достоевский (ЭИИ) +R –I –F +L +S –P –E +T
    +БЭ -ЧИ
    -ЧС +БЛ
    -----------
    +БС -ЧЛ
    -ЧЭ +БИ

  6. #5
    Ёлочка
    Guest
    Модель ТИМ


    Модель ТИМ состоит из [d]8 функций[/b].
    Нумерация, принятая в нашей школе, следующая:

    1 2
    4 3
    ------------
    6 5
    7 8

    1 - базовая, четырехмерная
    2 - творческая, трехмерная
    3 - нормативная, двухмерная
    4 - болевая, одномерная
    5 - суггестивная одномерная
    6 - активационная, двухмерная
    7 - программная, трехмерная
    8 - инструментальная, четырехмерная



    Функции объединены в блоки:

    1 и 2 – блок ЭГО
    3 и 4 – блок СУПЕРЭГО
    5 и 6 – блок СУПЕРИД
    7 и 8 – блок ИД


    ЭГО
    СУПЕРЭГО
    ---------------
    СУПЕРИД
    ИД



    Блоки объединяются в суперблоки:

    ЭГО и СУПЕРЭГО – МЕНТАЛ
    СУПЕРИД И ИД - ВИТАЛ


    Ментал и витал


    Из Ермака

    Суперблок индивидуальной жизнедеятельности (Vital – Витал) обеспечивает функционирование психики в нормальных, привычных условиях и знакомых задачах. Обычно такие блоки функционируют автоматически (и в природе, и в технических системах, созданных человеком) – человек неосознанно решает индивидуально необходимые задачи, как говорят, "не задумываясь"... Но, если задумается, может осознать (как бы "задним числом", после того, как дело сделано) свои мысли и действия – иными словами, человек привычные дела и поступки сначала делает, а потом может осознать то, что сделал . Этот уровень функционирования психики называют уровнем индивидуальности или организменным уровнем. А.Аугуста, заимствовав из психоанализа, исполнительный блок 1 назвала ИД, а управляющий блок 1 – супер ИД.

    Суперблок социальной жизнедеятельности (Mental – Ментал) включается в работу тогда, когда на каком-то этапе принятия решения или исполнения в блоке индивидуальной жизнедеятельности задачу, поступившую от надсистемы, привычным, знакомым способом решить не удаётся – задача новая. В этом случае соответствующий субблок (функция) суперблока индивидуальной жизнедеятельности "обращается за помощью", т.е. передаёт управление связанному с ним субблоку (функции) суперблока социальной жизнедеятельности (связи показаны стрелками). Этот уровень функционирования психики называют уровнем социальности... А.Аугуста, заимствовав из психоанализа, исполнительный блок 2 назвала ЭГО, а управляющий блок 2 – суперЭГО .

  7. #6
    Ёлочка
    Guest
    Функции

    В описаниях функций использованы отрывки из книги В. Стратиевской «Как сделать, чтобы мы не расставались».


    В модели "каждым аспектом информационного потока ... "занимается" соответствующее функциональное "ведомство" - "отдел" по восприятию, обработке и передаче информации. Вот это "ведомство" и называется психической функцией.

    Блок ЭГО
    ЭГО - ядро психической структуры. Аспекты, расположенные на этом уровне, преобладающие. ЭГО - уровень наиболее осознанного восприятия информации, самой тщательной и самой осмысленной ее переработки." Аспекты, находящиеся в ЭГО - основные ценности ТИМа.

    1-я функция - "программная" или "базовая" (термины могут быть разные, лучше по номеру ориентироваться).
    "Это самая сильная, главенствующая функция в структуре нашей психики. Это своего рода "законодательный орган"..., это его "директор".
    Информация, воспринимаемая программной функцией, для нас особенно значима. Поэтому она усваивается нами с легкостью, без всякого напряжения и практически без потерь. Мы всю жизнь насыщаемся информацией по этому аспекту и никогда пресытиться ею не можем, потому что, по большому счету, это единственное, чему мы верим целиком и полностью...
    Программная функция - это:
    "функция осознанных преимуществ",
    "функция врожденного профессионализма",
    "функция основных ценностей, основных задач и целей".

    Это четырехмерная функция. В ней есть мерности социальных: опыта, норм, ситуации, времени.


    2-я функция - "творческая", "функция реализации, "инструментальная функция".
    "...она является как бы "инструментом" программной функции, ее "исполнительным органом", рычагом ее воздействия на окружающую среду...
    Творческая функция всегда гибкая, маневренная, изобретательная, поскольку только тем и занимается, что разрабатывает формы, способы и методы реализации "программных" задач и целей.

    Функция трехмерная. Мерности социальных: опыта, норм, ситуации.

    Блок СУПЕРЭГО.
    "Блок СУПЕРЭГО - уровень сомнений, самоконтроля, осознанного стыда и осознанного страха"

    3-я функция - "нормативная"
    Функция называется «нормативной», потому что по этой функции человек владеет социальными нормами, он принимает их, соглашается с ними и на них ориентируется. В результате, не владея ситуацией, человек не вписывается в конкретную ситуацию со своими жесткими нормами. Его поведение выглядит негибким.

    Функция двухмерная. Мерности социальных: опыта, норм.

    4-я функция - "болевая", "мобилизационная", "зона страха".
    Она работает либо "своими "авантюрными методами" с искаженной информацией", "набивает шишки", но зато и приобретает опыт, либо вообще минимально работает по своему аспекту, что в свою очередь приводит... к страхам и "комплексам"...

    Функция одномерная. Мерность социального опыта.


    Блок СУПЕРИД.
    Блок СУПЕРИД носит характер органа индивидуального управления. Его общую идеологию можно охарактеризовать словом "хочу". Т.е. он отвечает за включение индивида в деятельность, привлечение нужной информации и т.д. Поэтому его реакции слегка детские.
    Если человек "живет" на этом уровне, это выглядит как детская взбаламошенность: "делаю что хочется" (5) функция; и "мама, посмотри как я умею" (6) функция.

    Если по СУПЕРИДУ идет негативная, неприятная информация, то реакция тоже имеет детский оттенок. Такое ощущение, что отняли что-то именно мое, родное (как будто любимую игрушку отняли).

    5-я функция - суггестивная, внушаемая.
    "Функция жадно впитывает информацию по своему аспекту, радуясь, что такая информация хоть кем-нибудь предоставляется.
    Она внушается... часто проявляя совершенно детсткую наивность и неразборчивость."
    Функция индивидуальная, ее задача - включение психики в работу. Поэтому она как антенна настроена на улавливание информации по своему аспекту. Одномерность обеспечивает селекцию информации нужной именно данному индивиду. Т.е. она воспримет не все что угодно, а только то, что соответствует индивидуальному характеру ее хозяина. Поскольку функция одномерная, оценить воспринимаемую информацию она не может, поэтому воспринимает некритически. В этом и проявляется ее внушаемый (суггестивный) характер, особенно если учесть, что она витальная, т.е. обычно не осознаваемая.

    Функция одномерная. Мерность индивидуального опыта.


    6-я функция - функция активации.
    Эта функция активируется на реализацию по своему аспекту.
    Характерной особенностью этой функции является то, что как витальная функция она обсуживает индивидуальный уровень (не социальный). Мерность норм в этой функции позволяет ей сравнивать и оценивать свой индивидуальный уровень. Делается это для себя. т.е, чтобы убедиться, что "тоже могу". Поэтому эта функция часто требует положительной оценки своей деятельности, как бы напрашивается на комплимент. Причем в силу витальности функции чаще всего это происходит неосознанно. Человек может несколько раз что-то показывать, или ходить вокруг да около, как бы напрашиваясь на оценку. Но сам того не замечает.

    Функция двухмерная. Мерности индивидуальных: опыта, норм.


    Блок ИД.

    7-я функция - наблюдательная (у Стратиевской), индивидуальная программа (у Ермака).
    Функция обрабатывает вторую "часть" того же макроаспекта, что и первая функция. Т.е. если первая функция - системная логика (БЛ), то функция (7) будет деловой логикой (ЧЛ). В этой функции оседают индивидуальные программы, выработанные в ходе многократного прохождения обработки информации по первой функции в ментале. Работа по этой функции автоматическая, "роботоподобная". Человек работает как бы по отработанной программе. Программу можно заменить, но для этого нужен длительный этап наработки новой программы. Наработка новой программы идет через ментал. Приходится многократно сознательно корректировать свою деятельность, прежде чем она станет автоматической.

    Функция трехмерная. Мерности индивидуальных: опыта, норм, ситуации.

    8-я функция - демонстративная (у Стратиевской), индивидуальный инструмент (у Ермака)

    Это четырехмерная реализационная функция витала. Работает мощно и автоматически. Она реализует программу, задаваемую функцией (7). Иногда можно спутать с первой функцией. Можно отличить по автоматическому характеру работы - для того, чтобы человек обратил внимание на этот аспект, его нужно "одернуть".

    Функция четырехмерная. Мерности индивидуальных: опыта, норм, ситуации, времени.


    Ёлочка

    Работа функций
    Отдельно, сами по себе не работает ни одна функция. Работает все в связке, и не только блоки, но и суперблоки и вся модель в целом. Весь информационный поток падает на всю модель в целом, а модель, как единая система, эту информацию перерабатывает, но каждая функция свой отрезок информации по-своему. Если не хватает мерности у какой-то функции, то как бы ее роль выполнит более сильная, но она уже обработает эту информацию по своему аспекту, человек как бы выкрутится таким образом.
    Когда мы типируем, нам удобнее рассматривать каждый аспект в отдельности, чтобы правильно определить его место в модели, но важно видеть и работу блока, потому, что в блоке одна функция задающая, а другая реализационная. Т.е. можно увидеть, как работает блок. Например, создается комфорт, чтобы было хорошее настроение, или меняется настроение, чтобы было комфортно. Блок ЭГО отражает идеологию человека как личности, например у максима: "Порядок силой" (порядок БЛ, сила ЧС).

  8. #7
    Ёлочка
    Guest
    Мерности функций

    Понятие размерности функций модели ТИМ психики ввел в соционику А.В.Букалов в 1989 г. Терминология и семантика размерности функций у В.Д.Ермака несколько отличаются от тех, которые были предложены А.В.Букаловым.

    Из Ермака

    Обычно в информатике обработку информации характеризуют соответствующими параметрами. Число параметров, необходимое и достаточное для обработки информации и зависящее от функциональной ориентации (назначения) процессора, называют размерностью и обычно характеризуют числом координат, образующих некое условное "пространство", в котором функционирует данный процессор. Исследования показывают, что для функционирования психики как элемента системы необходимо и достаточно, чтобы процессоры, моделирующие психические функции, обрабатывали информацию по следующим четырём параметрам:

    Ex (от англ. expirience) – параметры опыта – характеристика (описание) индивидуального или личностного (социального) опыта, полученного от рождения и наработанного человеком в течение жизни в процессе принятия решения и исполнения управляющих воздействий;

    Nr (от англ. norm) – параметры норм – характеристика (описание) норм, правил, обычаев, принятых приёмов и стандартов (индивидуальных или социальных), которых следует придерживаться в процессе принятия решения или исполнения управляющих воздействий;

    St (от англ. situation) – параметры “ситуации” – характеристика (описание) условий, "обстановки" (индивидуальной или социальной) принятия решения или исполнения управляющих воздействий;

    Tm (от англ. time) – параметрическое время – момент времени в прошлом, настоящем или будущем относительно которого принимается или исполняется индивидуальное или социальное решение; иными словами, время как точка на шкале времени, т.е. как параметр "привязки" обработки информации к некоторому моменту в прошлом, настоящем или будущем.

    Размерность психической функции зависит от её назначения (выполняемой задачи, роли) в структуре модели (рис.4). Системный анализ и аппарат информатики позволяют достаточно строго обосновать параметрическую размерность функций модели. Ниже, в структуре модели психики (рис.6) приведены размерности всех восьми психических функций.
    Понимание параметрической размерности психических функций, собственно, и обеспечивает при идентификации возможность определения места функции в модели и, следовательно, верификацию модели ТИМ психики (см. разд.8). В процессе идентификации ТИМ психики эти параметры выявляются анализом информации, являющейся реакцией идентифицируемого на реальные или виртуальные воздействия (вопросы, задания, обстоятельства и т.п.). Приведенные выше параметры безусловно являются комплексными, т.е. имеющими, в свою очередь, определённые семантическую и параметрическую структуру, которые в соционике пока исследованы недостаточно.



    Псевдоним о мерностях

    …теперь о мерностях. Кибернетическая система (условно разбитая на 8 функций) должна иметь следующие мерности этих функций:
    1 - опыт, норма, ситуация, время
    2 – опыт, норма, ситуация
    3 – опыт, норма
    4 - опыт
    5 – опыт
    6 - опыт, норма
    7 - опыт, норма, ситуация
    8 - опыт, норма, ситуация, время

    Что представляют из себя мерности:

    Опыт – самая базовая мерность, присутствует во всех функциях, что гарантирует системе «понятие» о каждом из аспектов. Это то, что является непосредственным опытом восприятия информации об аспекте.

    Норма – информация оценки восприятия аспекта другими, т.е. инструмент для оценки с точки зрения «как принято», «как надо».

    Ситуация – вариативность обработки информации с учетом параметров конкретной ситуации.

    Время – возможность оценки (переноса) ситуации во времени, моделирование в другом времени (не путать с белой интуицией).

    Теперь, как это можно применить к типированию. С точки зрения этой концепции не важно как часто и сколь много человек говорит по тому или иному аспекту. Если ситуация вынуждает его говорить по какому-то аспекту, он все время будет это делать. Здесь важно то, насколько гибко он это делает. А вот это можно увидеть по мерностям обработки информации. Например, ответ человека по одномерной функции будет сводиться в общих чертах к следующему: «Ну, я это понимаю вот так…» на вопросы типа: «А как принято?» он с упорством будет отвечать в стиле : «Ну, я сам это делаю вот так…». Также одномерная функция легко идентифицируется по «странностям» проявлений. Причем сам субъект этих странностей не видит – у него отсутствует инструмент, чтобы это видеть Опыт не может сравнивать: сравнивать – это функция Нормы.
    По нормативной функции из человека ничего не вытянешь больше чем «это принято делать так…» или «я читал, что это нужно делать так…»
    Ситуация это примерно следующее: «Я знаю, что некоторые делают так, но в данном случае можно сделать так…»
    Ну а мерность времени для меня оказалась сложной концепцией, поэтому я всецело доверяюсь автору, который утверждает, что человек может переносить ситуацию в другое время и там «вертеть на все стороны», но сам я честно признаюсь, что этот пункт вызывает у меня затруднение с пониманием.

    Ключевой момент в понятии мерностей, как я уже говорил, это измеряемая параметричность. Например, можно обсуждать сколько мерностей у функции, в то время как трудно обсуждать «энергетическую затратность» функции.

  9. #8
    Ёлочка
    Guest
    Елочка о третьей мерности

    Вы часто неправильно понимаете ситуативный ответ, полагая, что это такой ответ, когда человек в качестве примера приводит конкретную ситуацию.
    Если человек приводит конкретную ситуацию, то это скорее всего уход в плюс - в конкретику. Ситутивное видение, когда человек увидел жесткость и негибкость норм и поправляет их под ситуацию. В ситуативном ответе обычно нормы тоже обозначаются, чтобы показать, что так я не хочу поступать, потому что вижу шире и дальше.
    Ситуативный ответ видит несоответствие норме, но он примет такую ситуацию и объяснит ее причины, согласится, что в определенных ситуациях может быть и несоответсвие по таким-то причинам (потому что ситуация того требует). Поэтому нормативный ответ негибкий, а ситуативный - гибкий.


    Елочка о четвертой мерности в 1-ой функции

    Базовая ориентируется именно на определенный момент времени, в отличие от второй, которая ориентируется на ситуацию.
    Для второй возникла ситуация - она в ней разбирается.
    А первая эту ситуацию к моменту времени прикладывает. То есть если возникнет абсолютно аналогичная ситуация в другой момент времени, то она уже может отреагировать по-другому, она уже изменилась, ее ценности уже подправлены на этот момент.
    Кроме того, базовая функция может ситуацию мысленно перенести во времени и представить ее решение.
    Время здесь не столько линейное: вчера-сегодня-завтра, сколько является моментом развития самой первой функции. То есть в определенный момент она настолько развита, в другой момент она настолько развита. И не важно, где находится этот момент на шкале времени. Это просто данный момент, сиюминутный.



    Псевдоним о мерности опыта (из Орга)

    Хотелось бы высказаться насчет такой мерности как "опыт". Мне кажется, что это не совсем точное название. Оно несколько неточно отражает суть этой мерности. Ближе к сути, пожалуй, будет понятие "ощущения", "понимания" аспекта. Я еще встречал такое название как "самость", хотя это тоже не самое понятное слово. Это некий связующий опыт, который позволяет вообще воспринимать какой-либо аспект. Это то, как, например человек понимает (чувствует, ощущает) пространство, если речь идет о сенсорике. Или то, как он понимает взаимосвязь между понятийными категориями и отдельными объектными сущностями, если речь идет о логике. По самой природе такое понимание не может быть передано (сообщено) другому, поэтому оно не может быть возведено в ранг нормы. Норма - это нечто понятное всем, с чем все могут согласиться, а для того, чтобы согласиться нужен механизм передачи этой информации.

    Также, не согласен с высказанным утверждением, что творчество должно попирать этот самый опыт. Ну, возьмем, например, скульптора с четырехмерной белой сенсорикой (какого-нибудь габена, например). В его случае мерность опыта проявляется в сугубо личном ощущении внутренней логики пространства, законов (прошу не путать с белой логикой), которому оно подчиняется, ощущению глины (мрамора) под пальцами, еще бог знает чего, что знать может только он сам. Также, этот скульптор обладает мерностью норм в белой сенсорике, т.е. он представляет какие формы принято считать красивыми (стильными и т.п.). Он знает, как ваяет большинство коллег (в смысле формы), что принято считать хорошим вкусом, а что - нет.
    В силу того, что он обладает мерностью ситуации он может изменить стиль уместным способом в зависимости от ситуации, от того, что он хочет выразить в данном конкретном случае.
    Ну, а о четвертой мерности я пока умолчу.

    Если подходить с этой точки зрения, то может оказаться, что то, что общепринято называть творчеством является выражением в основном первой мерности. Т.е. по первой мерности человек вполне способен выдать что-то нестандартное, руководствуясь своим пониманием аспекта и ничем другим. (Возможно, отсюда идет популярное мнение, что творчество обязано попирать нормы). Более того, именно одномерная работа выглядит чаще всего как оригинальность если не неадекватность.
    Хорошую же ситуативную (многомерную) работу зачастую могут расценить как поденщину. В искусстве достаточно много примеров, когда какую-то оригинальную мазню считали шедевром, в то время как полотна, на которых хорошо была проработана пространственная фактура (БС), но не было оригинальной идеи (ЧИ) считали заурядностью.

    По моему мнению, одномерные функции не совсем точно называют "слабыми". Т.е. отчасти, это заслуженное название, но опять-таки, неточное. Более точное название "оригинальные" функции.


    Ёлочка о мерности опыта

    Мерность опыта есть во всех функциях, как вы заметили. Следовательно, этот опыт накапливается во всех функциях. Но только в одномерной функции есть только опыт, без норм, без ситуации и без времени.
    Мне понравился один образ, который Кинсм в одной из тем нарисовал. Представьте себе, что аспект - это круг. И каждый опыт - это точка, которая появляется в этом круге. Чем больше опыта, тем больше точек. Так вот во всех функциях, где мерность больше одной, появляются связи между этими точками. А в одномерной только точки. Чем больше круг заполнен этими точками, тем больше опыта. Каждый новый опыт - новая точка. Нельзя сравнить этот опыт с нормами, потому что нет там норм. Нельзя его сравнить и с опытом других людей.
    Хороший пример со зрением. Никогда нельзя сравнить свое зрение со зрением другого человека. Вы не представляете, как видит другой человек. Есть таблицы для определения зрения - это уже норма. Хоть на таблице можно сравнить, видишь ли ты так же, как другой или нет. Дальтоники понятия не имеют о своем дальтонизме, пока их не проверят на специальных таблицах. Потому, что они не могут сравнить свой опыт зрения с опытом зрения других людей. Один говорит, что это красное, а другой - зеленое. И кто прав?
    Так же работают одномерные функции. Свое собственное своеобразное представление в одномерных логических функциях, этических, сенсорных и интуитивных.
    Там накапливается опыт. Но в каждой новой ситуации человек не может свой предыдущий опыт полностью применить, одинаковых ситуаций не бывает. И он снова поступает так, как ему кажется правильным. Если все нормально прошло, то хорошо, а если ситуация неординарная, то опять человек теряется и начинает методом тыка поступать как-то. И оценить, нормально получилось или нет трудно, ему может показаться, что все хорошо, а другие увидят, что совсем не так хорошо. Но человек даже и этого понять не может, почему другие считают, что не хорошо. Нет у него параметров оценки. Каждый раз в новой ситуации по одномерной функции чувствуется какая-то внутренняя пустота, в которую нужно ногу поставить. Если человеку пытаются заранее показать, что нет там пустоты, там вот мостик лежит (это не мой пример, но он мне нравится), он боится, не верит, потому что не видит этого мостика. Если доверится человеку и ступит туда ногой, то раз, а там и в самом деле под ногами что-то твердое. Человек зафиксировал, ага, есть здесь мостик. Но следующая ситуация - и снова надо новый мостик строить.
    Конечно, чем больше у человека опыта, тем больше он этих точек наставил, тем больше вероятность попадания в такой же опыт. И рассуждать человек может об этом накопленном опыте много. А если внимательнее присмотреться, то он-то все время ссылается на свой опыт и ни на что больше. Он может его долго перечислять, рассказывая о разных ситуациях, как он себя в них повел. Но каждая ситуация оказывается отдельно взятым опытом, который никак на нормы не ориентируется. Человек видит, конечно, как другие поступают, но сам считает, что "а я поступаю вот так...". И очень важно увидеть, что он поступает "вот так" не потому что он хорошо ситуацией владеет, а потому, что только так и может себе представить.

    Таким образом, от того что опыта набралось много, многомерной функция не становится.

    Поскольку опыт лежит в основе функции, то если его мало в какой-либо многомерной функции, то на этом месте у нее пустота. Над опытом при заполнении уже надстраиваются нормы и ситуации. Опыт первичен. Поэтому, если вопросом попасть на такое отсутствие опыта, то получишь растерянность. Такое возможно и по многомерной функции. Но это реже бывает. В многомерных функциях между этими точками опыта еще связи образуются - нормативные, ситуативные - такая сетка получается. Чем больше точек опыта, тем гуще сетка.

  10. #9
    Ёлочка
    Guest
    Знаки функций


    Знаки психических функций ввел В.В. Гуленко (Киев).

    Из Ермака

    «Коротко поясним четыре свойства, которые знаки придают психическим функциям – качество, масштабность, направленность и дистанция.


    Качество:
    - знак «+» - «позитив», компетентность в положительной области свойств при некомпетентности в негативной области;
    - знак «-» - уход от «негатива», от отрицательных свойств к положительным, компетентность в позитивной и негативной областях;

    Масштабность:
    - знак «+» - локальность, «крупный план», конкретика, детализация в пределах «своего круга» функций;
    - знак «-» - глобальность, «общий план», всеобщность функции;

    Направленность:
    - знак «+» - внутрь области ответственности функции («забота о защите своего круга»);
    - знак «-» - наружу из области ответственности функции (влияние, «давление» на другие «локальности»);

    Дистанция:
    - знак «+» - «близкая» психологическая дистанция;
    - знак «-» - «далекая» психологическая дистанция.

    Приведем несколько примеров психических функций со знаками:

    +БС - умение понимать и/или создавать комфорт, удобства, некие позитивные свойства в некотором «ближнем» пространстве (реальном или виртуальном), «своем круге» при неумении действовать, ориентироваться в дискомфортных, негативных в некотором смысле условиях;

    - БС - умение понимать и/или устранять «всеобщий» дискомфорт и создавать «глобальный» комфорт, некая экспансия в понимании комфортности пространства (реального или виртуального), способность ориентироваться и действовать как в условиях дискомфорта, так и в комфортных, позитивных в некотором смысле условиях и на «дальней» психологической дистанции;

    +ЧЭ - умение понимать и/или создавать позитивные эмоциональные («энегетические») состояния в ближнем окружении («своем круге») при неумении действовать, ориентироваться в негативных в некотором смысле «энергетических» состояниях;

    – ЧЭ - умение понимать и/или устранять негативные эмоциональные («энергетические») состояния и создавать позитивные состояния для «широкого круга» и на «дальней» психологической дистанции.


    Аспекты со знаками функций

    БС

    Качество
    + Комфорт, красота
    - Дискомфорт и комфорт. Эстетика, красота и уродство.
    Масштаб
    + Видение деталей, стремление конкретизировать область применения
    - Видение общей картины, а также конкретных деталей
    Направление
    + Для себя, улучшение, рафинирование отдельных деталей
    - Для всех и для себя, распространение эстетических критериев на все
    Дистанция
    + В ближнем окружении в области индивидуально значимых интересов
    - На любой психологической дистанции, для любых объектов


    ЧС

    Качество
    + Защита, оборона, отстаивание, заслон, отпор
    - Захват, нападение, агрессия, давление, влияние, а также защита, оборона
    Масштаб
    + В конкретной сфере
    - Неограниченный
    Направление
    + На свои интересы, забота о защите своего круга
    -Распространение, экспансия, стремление к устранению границ в области влияния
    Дистанция
    + В ближнем психологическом окружении
    - Распространяется на значимый и не значимый объект


    БЛ

    Качество
    + Логичность. Соблюдение логичности в любых деталях, строгая логика, непризнание нелогичности
    - Нелогичность и логичность. Соблюдение стройности и логичности вообще, нестрогая логика, умение извлекать логику из хаоса
    Масштаб
    + Применяется в конкретной сфере
    - Глобальная, всеобщая логика
    Направление
    + Направлена на уточнение деталей, стремление дробить и детализировать
    - Стремление к устранению границ между отдельными теориями. Объединение их в общее теоретическое пространство
    Дистанция
    + В ближнем психологическом окружении
    - Распространяется на значимый и не значимый объект


    ЧЛ

    Качество
    + Труд, оптимальность, трудолюбие, работа
    - Труд, технологичность, безделие, общая организация процесса
    Масштаб
    + В области специализации
    - Вообще, в любом деле и процессе
    Направление
    + Совершенствование, шлифовка технологии, углубление мастерства
    - Расширение сферы компетентности, стремление организовать дело вообще, объединить разные технологии
    Дистанция
    + Применяется на лично значимые цели
    - Распространяется на значимый и не значимый объект


    БЭ

    Качество
    + Положительные отношения,
    - Конфликт, негативные и положительные отношения
    Масштаб
    + Применительно к себе и ближнему окружению
    - Вообще. Применительно ко всем.
    Направление
    + Стремление улучшить отношения, детализировать нюансы
    - Стремление рассматривать картину отношений в целом, абстрагируясь от частных проявлений
    Дистанция
    + В ближнем окружении. На близком психологическом расстоянии
    - Умение общаться как на близкой так и на дальней психологической дистанции.


    ЧЭ

    Качество
    + Радость, веселье, положительные эмоции, настроение
    - Горе, печаль, уныние, радость, веселье, настроение
    Масштаб
    + Конкретно, применительно к знакомым состояниям
    - Вообще, применительно к любым душевным состояниям
    Направление
    + Направлен на улучшение данного настроения, детализацию и утончение состояний
    - Направлен на превращение отрицательного состояния в положительное. Видение положительных моментов в отрицательных состояниях
    Дистанция
    + В ближнем психологическом кругу. Важно только свое настроение и настроение близких
    - Важно настроение как близких так и психологически незначимых объектов


    БИ

    Качество
    + Положительная перспектива, положительные события, изменения
    - Положительные и отрицательные события, изменения, неблагоприятная перспектива
    Масштаб
    + Применительно к конкретной области, ближней перспективе
    - Вообще, глобально, дальняя перспектива Общая картина изменений общие прогнозы
    Направление
    + Детализация прогнозов, конкретизация деталей. Стремление улучшить конкретный ход событий.
    - Стремление обратить неблагоприятные события в благоприятные
    Дистанция
    + Для индивидуально значимых целей
    - Для значимых и не значимых целей


    ЧИ

    Качество
    + Проницательность, видение положительного потенциала, способностей и возможностей
    - Плохие и хорошие варианты, возможности, отрицательные и положительные черты, Видение “обратной стороны медали”.
    Масштаб
    + Применительно к области интересов.
    - Вообще, в любой области.
    Направление
    + Улучшение потенциала, детализация и конкретизация лучшего в хорошем, уже имеющемся
    - Усмотрение положительного в отрицательном. Объединение частных возможностей, способностей для получения общего преимущества в способностях
    Дистанция
    + Применяется для индивидуально значимых объектов.
    - Применяется как для индивидуально значимых так и для незначимых объектов

  11. #10
    Ёлочка
    Guest
    Ёлочка

    Хочу добавить к теории о знаках. Функция с минусом ориентируется и в области плюса, и в области минуса. Функция плюсовая ориентируется только в области плюса (от нуля и выше).

    Предположим +БС. Гюго ориентируется в положительной сенсорике (комфорт, удобство, уют, красота), но попадая в область минуса (дискомфорт, неудобно, некрасиво, уродливо, неуютно) - теряется, старается уйти от этой проблемы, не понимает её, есть ощущение, что руки опускаются. Это не значит, что гюго не будет предпринимать усилий, чтобы как-то изменить ситуацию, но будет чувствовать себя плохо. Чаще всего люди с плюсом стремятся даже не попадать в область минуса. В отличие от тех, у кого минусовая функция, они долго не могут пребывать в минусе.
    У гюго плюс выражается еще в том, что БС работает в близком окружении. Гюго не мыслит о глобальном комфорте. Свойство занака плюс «масштаб» может проявляться в красоте отдельных деталей (детализация).
    Минус проявляется часто в том, что человек говорит о том, что НЕ соответствует, НЕ сочетается, НЕ красиво, Не правильно и т.д., чем о том, что соответствует, правильно, красиво и т.д. Он как бы отметает лишнее, а не называет то, что нужно. У Родена кажется было: " Я отсекаю от камня все лишнее..." Это высказывание по минусу.
    Мне кажется, что белые сенсорики с минусом могут видеть гармонию в негармоничном, красоту в некрасивом.
    Заметно, что БС гюго и БС штирлица, которые в модели занимают одно место - разные.

    Может показаться странным, что сильная функция вдруг в чем-то не ориентируется, теряется, но это так. Например, у достоевского БЭ с плюсом (четырехмерная - самая сильная функция). При этом достоевский не ориентируется в области отрицательных отношений. Он просто теряется и хватает ртом воздух, если вдруг попадает в обстановку минуса: неуважение, оскорбление, хамство, ненависть. Если это длится продолжительное время, он будет просто стремиться уйти, даже не решать эту проблему.

    Логическое обоснование знаков сложно. Как пишет В.Д.Ермак: «Обоснование знаков функций представляет известную сложность, поскольку связано с системными взаимодействиями в соционе, в частности, с функционированием октавных колец социона». Но факт, что это работает, и многократно наблюдалось на опыте.

  12. #11
    Ёлочка
    Guest
    Экстраверсия/интроверсия


    Из Ермака

    Понятия “экстраверсии” и “интроверсии” в форме соответствующих установок субъекта по отношению к объекту ввел в научный оборот К.-Г.Юнг [5].
    Надо сказать, что основу для различного толкования этих важных в исследовании взаимодействия психики с окружающим миром понятий заложил сам К.-Г.Юнг, описав лишь часть взаимодействия психики с миром:
    “Наблюдая за течением человеческой жизни, мы замечаем, что судьба одного человека более обусловлена объектами его интереса, тогда как судьба другого более обусловлена его собственной внутренней жизнью… Термины и понятия, под которыми понимался механизм интроверсии и экстраверсии, очень различны и всегда приспособлены к точке зрения индивидуального наблюдателя. Несмотря на различие формулировок, мы постоянно видим один и тот же общий принцип в основном понимании вопроса, а именно: в одном случае движение интереса направлено на объект, а в другом случае оно отвращается от объекта и направляется к субъекту, на его собственные психические процессы, …субъект является и остаётся центром всех интересов…”[5] .
    Похоже, мимо внимания К.-Г.Юнга как практика прошло незамеченным то, на что обратили внимание практикующие соционики, верифицирующие модель в процессе идентификации ТИМ психики, а именно:
    если в одном случае (К.-Г.Юнг прав!): “движение интереса направлено на объект”, т.е. исходным в субъект-объектном взаимодействии является понимание сущности объекта (намерений, целей, соображений, ценностей), а результатом – некое отношение (“интерес” к объекту) – экстраверсия,
    то в другом случае “центром всех интересов”(отношения!) может быть не только сам субъект, но и любой объект, на который субъект как бы переносит свой интерес – проявляет некоторое отношение, исходя из которого и строит субъект-объектные взаимодействия с сущностью собственной или объекта своего интереса – интроверсия.
    Такое уточнение интровертной установки мог бы сделать и сам К.-Г.Юнг – во всяком случае, через пятнадцать лет после выхода в свет “Психологических типов”, в своих тевистокских лекциях и дискуссиях 1935 года он уже привёл достаточно информации для этого [12].
    Таким образом, “две обширные группы психологических личностей”– экстраверты и интроверты во взаимодействии с окружающим миром различаются исходной и результирующей установками:
    - экстраверт – понимание сущности => творение результата в отношениях;
    - интроверт – понимание отношений => творение результата в сущностях.
    Этот вывод вполне соответствует аспектной структуре моделей ТИМ психики, построенных комбинаторно (см. разд.5). Действительно, нетрудно видеть (рис.10), что у половины ТИМ психики исходные психические функции (1, 3, 5, 7) сущностные – ЧЛ, ЧЭ, ЧС, ЧИ, а результирующие (творческие – 2, 4, 6, 8) – отношенческие – БЛ, БЭ, БС, БИ – это экстраверты; у другой половины, наоборот – исходные психические функции (1, 3, 5, 7) отношенческие – БЛ, БЭ, БС, БИ, а результирующие (творческие) – 2, 4, 6, 8) – сущностные – ЧЛ, ЧЭ, ЧС, ЧИ – это интроверты.

    Во взаимодействии с окружающим миром, в общении реальные люди с экстравертной и интровертной установками отличаются друг от друга, в основном, вербально. Хотя у хорошо реализованного экстраверта (напомним – ориентированного, т.е. действующего, творящего в отношениях) часто бывает внешность, про которую говорят “открытый человек” или “у него открытое лицо”… Это, конечно, не никак не значит, что интроверт – это внешне замкнутый, сосредоточенный человек, погружённый в свой внутренний мир (хотя в психологии, некритично восприняв К.-Г.Юнга, интроверта, судя по литературе, часто изображают именно так). Вербальные и невербальные признаки экстравертов и интровертов, конечно, можно использовать в процессе идентификации ТИМ психики для выбора гипотезы ТИМ психики конкретного человека, соблюдая известную осторожность во избежание ошибок.
    Таким образом, оказывается, что и шкала “экстраверсия – интроверсия”, как в приложении к ТИМ психики в целом, так и в отношении блоков и элементов модели ТИМ психики является, вторичной и так же, как шкала “рациональнось – иррациональность”, определяется расположением психических функций в модели и блоках. Степень проявленности экстраверсии или интроверсии реального человека также определяется наполненностью соответствующих психических функций модели ТИМ психики реальной, жизненной информацией; при этом, совершенно очевидно, что экстраверт при любом наполнении психических функций никак не может стать интровертом – структура модели ТИМ психики остаётся неизменной.

  13. #12
    Ёлочка
    Guest
    Рациональность/иррациональность

    Из Ермака

    Выше уже упоминалось, что шкала “рациональность-иррациональность”, как в приложении к ТИМ психики в целом, так и в отношении блоков и элементов модели ТИМ психики является, вторичной и определяется расположением психических функций в модели и блоках. Так, говоря о каком-то реальном человеке: ”...он – рационал”, мы по умолчанию утверждаем, что в модели ТИМ психики этого человека все исходные психические функции (1, 3, 5, 7) обрабатывают информацию пары левополушарных макроаспектов (“Объекты” и “Энергия”). Это обозначает, что в процессах принятия решений и исполнения принятых решений человек этого ТИМ психики исходит из дикретно-понятийных, понятийно-аналитических (“логичных” и “этичных” в каноническом соционическом смысле) мировоззренческих установок. Проще говоря, мышление (в узком смысле этого слова) такого человека “логично” или “этично” в соционическом смысле.

    Называя человека “иррационалом”, мы по умолчанию утверждаем, что в модели ТИМ психики этого человека все исходные психические функции обрабатывают информацию пары правополушарных макроаспектов (“Пространство” и “Время”). Это значит, что в процессах принятия решений и исполнения принятых решений человек этого ТИМ психики исходит из целостно-образных (“сенсорных” и “интуитивных” в каноническом соционическом смысле) мировоззренческих установок – мышление (в узком смысле этого слова) такого человека в соционике называют “сенсорным” или “интуитивным”.

    Если же мы хотим подчеркнуть, что у некого человека результаты процессов принятия решений (некие мысленные выводы) и реализация в процессах исполнения “творческих находок” носят, например, дикретно-понятийный, понятийно-аналитический (“логичный” или “этичный” в каноническом соционическом смысле) характер мы должны специально оговорить – “...рационал в решениях и творчестве”. В модели ТИМ психики такого человека все результирующие (исполнительные) психические функции (2, 4, 6, 8) обрабатывают информацию пары левополушарных макроаспектов (“Объекты” и “Энергия”). В соционике действия, поведение такого человека называют “логичным” или “этичным” (не путать с бытовым, часто размыто-расширительным пониманием терминов “логичность” и “этичность”!..). Аналогично оговаривается и иррациональный (целостно-образный) характер результатов решений и исполнений (мышления и творчества) – “...иррационал в решениях и творчестве”. Про ТИМ психики можно сказать: “рационал в принятии решений ” (4 и 6 функции – рациональные)… Или – “для активизации, включения в работу на него надо воздействовать иррационально” (3, социально-нормативная и 5, суггестивная функции – иррациональные) и т.д.

    Во взаимодействии с окружающим миром, в общении реальные люди рациональных и иррациональных типов заметно отличаются друг от друга и по внешности, и вербально, что вполне можно использовать в процессе идентификации ТИМ психики для выбора гипотезы ТИМ психики конкретного человека, соблюдая при этом известную осторожность в оценке признаков.

    На шкале рациональности - иррациональности психические функции разных реальных людей даже одного ТИМ психики могут располагаться в разных местах. Вполне возможно, что степень рациональности или иррациональности реального человека (доминирование полушарий, проявленность соответствующих признаков в мышлении, деятельности, принятии решений, поведении, внешности и т.п.) определяется наполненностью соответствующих психических функций модели ТИМ психики реальной, жизненной информацией. Однако, при любой наполненности психических функций рационал никак не может стать иррационалом – характер работы психических функций сохраняется неизменным.

  14. #13
    Ёлочка
    Guest
    OlegShv

    Ты читал просьбу в этой ветке не обсуждать теорию?
    Открой, пожалуйста, новую тему и там поговорим по душам.

Ответить в теме

Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы можете создавать новые темы
  • Вы можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •  

Наши проекты

18+
Яндекс.Метрика